Закон о безопасности (№ 2446-1 от 05.03.92 г.)
     Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
     Раздел 1
Общие положения
     Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты.
     Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
     Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности.
     Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
     Статья 3. Угроза безопасности.
     Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
     Статья 4. Обеспечение безопасности.
     Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
     Статья 5. Принципы обеспечения безопасности.
     Основными принципами обеспечения безопасности являются:
     - законность;
     - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
     - взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
     - интеграция с международными системами безопасности.
     Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности.
     Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
     Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.
     При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
     Раздел 2
Система безопасности Российской Федерации
     Статья 8. Основные элементы системы безопасности.
     Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
     Статья 9. Основные функции системы безопасности.
     Основными функциями системы безопасности являются:
     - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
     - создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
     - управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
     - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
     - участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
     Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности.
     Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
     Верховный Совет Российской Федерации:
     определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
     разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
     устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;
     осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
     не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации;
     определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;
     ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.
     Органы исполнительной власти:
     обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
     организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
     осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
     в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
     Судебные органы:
     обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
     осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
     обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
     Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности.
     Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
     Президент Российской Федерации:
     возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
     совместно с Верховным Советом Российской Федерации определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;
     контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
     в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
     не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.
     Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):
     в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
     организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.
     Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:
     в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
     на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
     Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности.
     Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
     Силы обеспечения безопасности включают в себя:
     Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;
     службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
     пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
     службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
     Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
     Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
     Раздел 3
Совет безопасности Российской Федерации
     Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации.
     Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
     Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования.
     Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР "О Президенте РСФСР" и настоящего Закона. В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.
     Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В число постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации входят по должности: вице-президент Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председатель Совета Министров Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации). Секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности, назначается Президентом Российской Федерации и утверждается в должности Верховным Советом Российской Федерации. Членами Совета безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики и финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, Службы внешней разведки, - а также иные должностные лица, назначенные Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации. В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.
     Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации.
     Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:
     определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
     разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
     подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
     подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
     подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
     разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
     совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
     Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации.
     Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.
     Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации.
     Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии. Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.
     Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации.
     Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.
     Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации.
     На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:
     оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
     подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;
     разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
     накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
     информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
     организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
     подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;
     подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.
     Раздел 4
Финансирование деятельности по обеспечению безопасности
     Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности.
     Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.
     Раздел 5
Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности
     Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности.
     Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности осуществляет Верховный Совет Российской Федерации через Совет Республики и Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности. Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
     Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности.
     Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.