|
- После трагических событий в США 11 сентября прошлого года борьба с терроризмом стала первостепенной задачей международного сообщества. Как в этом плане изменились приоритеты и задачи Службы внешней разведки?
- СВР давно относит международный терроризм к числу наиболее серьезных транснациональных угроз, рассматривает противодействие ему в качестве приоритетного направления своей деятельности. Значение этой работы резко возросло в связи с действиями сепаратистов на Северном Кавказе и неопровержимыми доказательствами поддержки чеченских боевиков международными террористическими структурами.
События 11 сентября прошлого года в США подтвердили, что потенциальными "заложниками" террористов являются практически все государства, независимо от их военного потенциала и уровня экономического развития. Несмотря на успехи антитеррористической кампании, говорить о победе над этим злом еще рано. Для его устранения необходимо дальнейшее объединение усилий всех заинтересованных государств. Это, естественно, требует дальнейшей активизации деятельности разведок на данном направлении.
В то же время в числе наших приоритетов, как и ранее, остаются борьба с распространением ОМУ, международными наркобизнесом и оргпреступностью, обеспечение экономической безопасности России, а также ряд других задач.
- В США в последнее время высказываются упреки в адрес спецслужб в том, что они располагали информацией о готовящемся теракте 11 сентября прошлого года, но не отреагировали должным образом на эти сигналы. Насколько в принципе реально отследить планы террористов и, соответственно, предотвратить их?
- Не нам рассуждать о действиях американских спецслужб в канун сентябрьских событий прошлого года. Могу лишь отметить, что работа по террористическим организациям является одним из наиболее сложных направлений в деятельности любой спецслужбы.
- Кто поддерживает международный терроризм, в том числе в Чечне? Что служит его питательной средой?
- Можно с полным основанием констатировать, что чеченский терроризм является составной частью мировой террористической структуры. Преступная деятельность чеченских сепаратистов активно поддерживается экстремистскими силами из ряда стран Ближнего и Среднего Востока. Имеются достоверные сведения об их устойчивых связях с организацией "Аль-Каида", целым рядом других известных террористических и экстремистских организаций, афганскими талибами. В рядах чеченских бандформирований и сейчас насчитывается немало наемников - выходцев из Афганистана и арабских стран.
Прямую или косвенную поддержку чеченские террористы, к сожалению, получают и от антироссийских сил и неправительственных организаций в европейских странах.
- СВР установила партнерские отношения со спецслужбами многих стран, которые во времена холодной войны считались противниками или врагами. Означает ли установление новых партнерских отношений отказ от ведения работы друг против друга? В какой степени партнерские отношения СВР со спецслужбами других стран помогают в борьбе с терроризмом, в том числе в Чечне?
- Канал взаимодействия со спецслужбами иностранных государств, в том числе стран НАТО, эффективно используется на взаимовыгодной основе для решения конкретных задач в сфере безопасности.
СВР предложила в качестве основных направлений взаимодействия борьбу с такими глобальными вызовами, как международный терроризм, распространение ОМУ, незаконное производство и оборот наркотиков, организованная преступность, контрабандная торговля оружием, взаимодействие по урегулированию региональных и международных кризисов.
Партнерские связи между спецслужбами осуществляются исключительно на равноправной основе и при наличии совпадающих интересов. В то же время партнеры продолжают вести разведывательную работу в ее традиционном понимании.
Многочисленные проявления терроризма и экстремизма в разных странах привели подавляющее большинство иностранных спецслужб к выводу о необходимости дальнейшей координации усилий по противодействию этой угрозе.
Хотел бы напомнить, что президент США Джордж Буш во время недавнего визита в Россию весьма высоко оценил взаимодействие разведывательных служб наших стран в борьбе с терроризмом.
- Как известно, Израиль ведет борьбу с террористами не только как с явлением, но и с конкретными лицами, включая их физическое уничтожение, задействуя, видимо, для этих целей специальные подразделения. В советской разведке имелось подобное подразделение "Вымпел", в задачу которого входила разведывательно-диверсионная деятельность. Существует ли сейчас силовая составляющая в работе российской разведки? Если нет, то почему?
- Перед Службой внешней разведки России сегодня не ставят таких задач, для решения которых потребовались бы упомянутые спецподразделения. Поэтому у нас их нет.
- Известно, что в СВР есть специальное подразделение, которое занимается вопросами нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). По Вашим оценкам, в последнее время усилилась или ослабла опасность расползания по миру ОМУ?
- Договор о нераспространении ядерного оружия, конвенции, ограничивающие распространение химического и биологического оружия представляют довольно серьезную преграду на пути расползания оружия массового уничтожения.
По оценкам независимых аналитических центров, без этих договоренностей ядерным оружием в той или иной форме располагали бы 40-50 стран, химическим - 100, биологическим - 80.
Вместе с тем опасность появления и распространения новых вооружений была, есть и, к сожалению, еще сохранится на долгое время по двум причинам. Первая - это бурное развитие науки и техники в сочетании с широкой информатизацией в большинстве стран. Вторая - поиск некоторыми государствами любых путей к региональному или мировому доминированию. Вскрытие угрожающих тенденций в распространении ОМУ и участие в поиске контрмер является постоянной задачей нашей Службы.
- Некоторые западные страны обвиняют Россию в том, что она не в состоянии обеспечить на должном уровне безопасность своих ядерных объектов и полностью перекрыть каналы утечки из страны технологий производства ОМУ. Насколько, на Ваш взгляд, обоснованны подобные обвинения?
- СВР непосредственно не занимается вопросами безопасности ядерных объектов на территории России. Могу лишь сказать, что данная тема периодически "вбрасывается" определенными силами за рубежом с тем, чтобы поставить под сомнение способность России должным образом контролировать положение в этой области.
- НАТО, запустившая на пражском саммите вторую волну расширения, все больше приближается к российским границам. О намерении вступить в альянс официально заявили и некоторые страны СНГ. Будет ли СВР учитывать в своей работе эти новые факторы?
- Принятое на пражском саммите решение о приглашении в НАТО новых государств, в том числе стран Балтии, является очередным подтверждением линии на расширение альянса как военного блока. Интегрированная структура НАТО вышла к нашим северо-западным границам, что, безусловно, напрямую затрагивает военную безопасность России. Не могут не беспокоить и заявленные стратегические интересы альянса в Закавказье и Центральной Азии.
В складывающейся ситуации СВР внимательно отслеживает происходящие процессы и принимает адекватные меры по выявлению возможных угроз, обусловленных продвижением НАТО к нашим рубежам.
- Каковы, по Вашей оценке, перспективы развития ситуации вокруг Ирака? Что Вы могли бы сказать о подходах России к решению иракской проблемы? Насколько, на Ваш взгляд, "чиста" от спецслужб нынешняя комиссия Х.Бликса?
- Подходы России к решению иракской проблемы четко изложены в заявлениях ее руководства. Могу лишь повторить, что Москва последовательно выступает за использование политико-дипломатических средств для предотвращения эскалации кризиса вокруг Ирака, выполнение резолюции Совета Безопасности ООН N1441, обеспечение эффективной деятельности международных инспекторов.
Любые силовые акции против Багдада могут существенно осложнить ситуацию в регионе и в мире.
Сейчас очень важно обеспечить, чтобы Ирак, с одной стороны, и США и их союзники - с другой, воздерживались от каких-либо шагов, которые могут привести к военной катастрофе.
Следует сказать, что для критики прежней спецкомиссии ООН по разоружению Ирака во главе с Р.Батлером, в составе которой были и разведчики, имелись определенные основания.
Что же касается "чистоты" комиссии Х.Бликса, то не хотелось бы заниматься спекуляциями на эту тему без достаточных доказательств. Надеюсь, что ее члены в полной мере осознают свою ответственность за развитие ситуации вокруг Ирака.
- Какое место в деятельности СВР занимает сейчас экономическая составляющая?
- Экономическое направление является одним из ведущих в деятельности СВР. Соответствующие задачи вытекают из прямых установок президента России В.В.Путина об усилении работы по обеспечению экономической безопасности страны.
С учетом поставленных задач СВР оказывает содействие руководству государства не только предоставлением информации о реальных и потенциальных угрозах безопасности России в этой сфере, но и конкретными предложениями по обеспечению устойчивого экономического развития страны, ее достойного места в мирохозяйственных связях. Сегодня перед Службой как никогда остро стоят задачи по выявлению и блокированию каналов финансирования международных террористических и экстремистских организаций, в том числе чеченских сепаратистов, борьбе с отмыванием капиталов криминального происхождения.
- Советская разведка гордилась тем, что ее зарубежные помощники (агенты) в основном работали, что называется, "за идею". Сохраняется ли сейчас аналогичная идейная основа, и если да, то в каких формах?
- И сейчас многие наши помощники оказывают нам содействие по политическим соображениям. За рубежом есть люди, которые симпатизируют России, поддерживают ее стремление к формированию многополярного мира, обеспечению глобального и регионального баланса сил, недопущению решения возникающих проблем силовыми методами.
- В советские времена КГБ и внешняя разведка считались организациями, наименее подверженными коррупции. Удалось ли СВР сохранить такое положение в нынешних рыночных условиях?
- С удовлетворением могу сказать, что Служба внешней разведки остается такой же и сегодня. Она представляет собой коллектив единомышленников, объединенных общими целями служения Родине, понимания государственной значимости своей работы.
| |