Оглавление
ЛУБЯНСКАЯ "ТАРАНТЕЛЛА"
Независимое военное обозрение, Москва, 22.12.2000 г.
     Петр Суханов

     Правящие круги Лондона, сами того не подозревая, плясали под музыку Москвы
     Двадцатого декабря Служба внешней разведки (СВР) РФ отметила свое 80-летие.
     По традиции, отдавая дань памяти людям, честно исполнявшим свой долг, СВР рассекретила материалы операции под кодовым названием "Тарантелла", непосредственными инициаторами и руководителями которой были Артур Артузов, начальник Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ, его заместитель Абрам Слуцкий и Матус Штейнберг, помощник начальника ИНО.

     ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
     
     Хотя активная фаза операции "Тарантелла" проходила в 1930-1934 гг., началась она гораздо раньше.
      Еще после эвакуации белогвардейской армии из Крыма в Турцию английская разведка проявляла большой интерес к эмигрантской среде.
      "Интеллидженс сервис" уже добилась определенных успехов в вербовочной работе, в получении информации из Советской России. Продолжая деятельность на том же направлении, СИС даже учредила институт помощников своих резидентов из числа эмигрантов, многие из которых приобрели изрядный профессиональный опыт в контрразведке Деникина и Врангеля.
      Именно таким человеком был некий Виктор Богомолец, не успевший, правда, получить высшего образования из-за начавшейся Гражданской войны в России. Он довольно скоро стал достаточно авторитетной фигурой благодаря неплохим результатам в агентурной работе. Порой его считали даже резидентом "Интеллидженс сервис", хотя куратором Богомольца был более 20 лет - в те годы капитан, а в последствии полковник - Гибсон.
     Вначале Богомолец специализировался на шпионаже против Советского Союза с территории сопредельных с ним стран - Румынии, Польши, появлялся он и в Прибалтике. Потом его перебросили в Германию, позже во Францию, но главная его задача оставалась прежней: используя каналы русской эмиграции, приобретать источники информации в советских верхах для получения надежных данных о положении дел в СССР.
     Советской разведке удалось подставить Богомольцу, а фактически -англичанам, Бориса Лаго. К слову сказать, его до сих пор считают одной из заметных фигур русского зарубежья. Будучи невозвращенцем и активным участником группы "Борьба", он выступал в печати с разоблачительными материалами о деятельности чекистов в 30-е годы в Западной Европе. Но в действительности все это являлось прикрытием.
     С тандемом Богомолец-Лаго СИС сотрудничала много лет. И, как казалось ее шефам, им удалось создать надежную агентурную сеть в Москве, в которую вошли партийные функционеры, крупные хозяйственные работники и военные.
     Информация, которая поступала по этому каналу в штаб-квартиру "Интеллидженс сервис", всегда заслуживала высокую оценку. Деятельность агентов хорошо оплачивалась и долгое время не вызывала ни малейших подозрений.
     Целью "Тарантеллы" было препятствовать и пресекать деятельность "Интеллидженс сервис" в СССР, блокировать оперативные мероприятия этой спецслужбы, держать под контролем ее связи, курьеров. Это подтверждает недавно рассекреченная докладная записка Сталину, озаглавленная "Об англо-польской разведывательной активности". Она, кстати, свидетельствует, что многие свои операции англичане проводили с участием польских коллег, особенно когда речь шла о переброске агентов через границу. Однако наши разведчики успешно пресекали эти попытки.

     НАПРАВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     Но "Тарантелла" предназначалась все-таки для иного - для продвижения направленной информации в правящие круги Великобритании, что требовало большого интеллекта и определенной политической смелости, хорошего знания ситуации в международной политике. Англичане сами влезли в игру, не понимая, что попались на крючок, принимая за свою агентуру секретных сотрудников ОГПУ, как в СССР, так и за его пределами. А у Кремля появилась уникальная возможность содействовать обеспечению нужного внешнеполитического курса, основных экономических программ.
     Что такое направленная информация? Это в большинстве случаев вполне достоверные сведения и вместе с тем отдельные элементы дезинформации. В совокупности они подаются, однако, таким образом, чтобы заставить тех людей, для которых они предназначены, предпринимать шаги в желаемом - скажем, для Кремля - направлении.
      Разумеется, подобная информация отвечает таким обязательным критериям, как точность, секретность, актуальность, конкретность, своевременность. Вот почему по решению политбюро ЦК ВКП(б) в структуре ОГПУ появляется особое бюро, в функции которого входила передача руководителям других государств и в иностранную печать материалов, которые содействовали бы решению актуальных для СССР задач.
     В донесениях, имевших конечным адресом Лондон, освещались вопросы положения в высшем руководстве СССР, международной деятельности советского правительства, состояния экономики и отдельных отраслей народного хозяйства страны, некоторые проблемы военного строительства. Они утверждались ответственными должностными лицами ОГПУ. После этого "добытые" агентом материалы или составленные им самим, причем обязательно в присущей автору манере отчеты направлялись по назначению.
     Анализ документов побуждал к определенным выводам: внутриполитическое положение в СССР стабильное, угроза генеральной линии партии со стороны оппозиции практически снята, авторитет вождя непререкаем, и даже крайние меры вряд ли что изменят в этом раскладе.
      Ставка на экстремистские круги белой эмиграции и оставивших Советский Союз оппозиционеров бесперспективна, а их активная поддержка - напрасная трата сил и средств.
     Народное хозяйство страны развивается устойчиво, и, несмотря на имеющиеся трудности, создаются все компоненты современного промышленного производства. Оборонным отраслям отдается приоритет, и есть уверенность, что переоснащение армии на современной основе будет осуществлено в сжатые сроки. Тем не менее СССР заинтересован в развитии экономических связей с Западом, а конкуренты англичан - Германия, Америка, Франция - активно внедряются на советский рынок.

     "ПОДАРКИ" ЗАПАДНЫХ СПЕЦСЛУЖБ

     В ходе операции "Тарантелла" советская разведка имела доступ к информации, которую Богомолец получал от польских и румынских спецслужб. Некоторые из этих материалов давали представление об осведомленности западных разведок в части состояния Вооруженных сил СССР, ее стратегических объектов, что учитывалось при проведении мероприятий по защите государственных тайн, выявлению и перекрытию возможных каналов утечки такого рода данных. Чекисты узнали, например, о докладах, составленных в ряде случаев с помощью иностранных специалистов, работавших в СССР, об энергетике Советского Союза с характеристиками крупных энергообъектов, путевом хозяйстве, пропускной способности железных дорог, оборонных заводах, химических, металлургических и станкостроительных предприятиях, нефтепромыслах и по другим вопросам.
     "Тарантелла" позволила узнать о негласной подготовке германской авиационной промышленности к началу массового выпуска бомбардировщиков и истребителей.
     В связи с созданием в конце апреля 1933 г. по декрету президента Гинденбурга министерства авиации во главе с Герингом ИНО доложил добытые по тому же каналу подробные сведения о структуре, функциях и персоналиях нового германского ведомства. Здесь же подчеркивалось, что крупным авиастроительным фирмам поставлена не только задача подготовиться к производству современных типов боевых и военно-транспортных самолетов, но и развернуть масштабные авиаконструкторские работы над машинами следующего поколения.
     В январе 1934 г. ИНО представил руководству ОГПУ документ, добытый английской разведкой и касавшийся военно-политических планов Гитлера, перевооружения Германии. Последовало указание составить на его основе записку Сталину и Ворошилову, что и было исполнено.
     В апреле 1934 г. Богомолец попросил Лаго перепечатать полученный им из Варшавы материал, касавшийся обстановки на Дальнем Востоке. Это было резюме доклада о разработках японского генштаба на случай войны с СССР. Его копия оказалась в Центре. Документ в полном объеме был направлен Сталину.
      В сопроводительной записке к нему, завизированной заместителем председателя ОГПУ Аграновым, уточнялось, что он добыт ИНО агентурным путем в Париже и находится в распоряжении английской разведки.
     Завершилась "Тарантелла" в 1945 г., когда Богомолец решился на открытое сотрудничество с СССР. Произошло это в Египте, после того как у давнего "друга" СИС начались трения с английскими хозяевами.
      Это была одна из удачных операций, которая продолжалась так долго и без провалов агентов.
     Подробнее об этом можно будет прочитать в книге Льва Соцкова, которая выйдет в ближайшее время в издательстве "Международные отношения" под названием "Операция "Тарантелла"".