|
|
|
| Внешняя разведка в послевоенный период (1945 -1953) | |
|
| Введение | | |
После победоносного окончания Великой
Отечественной войны для Советского Союза
сложилась новая политическая ситуация на
международной арене. СССР вышел из войны
политически окрепшим государством. В Европе и
Азии сложилась система дружественных СССР
социалистических государств, которые являлись
своего рода буфером между нашей страной и
странами Запада. Были ликвидированы очаги
военной угрозы в Европе и Азии.
Однако США, обладавшие к окончанию войны
монополией на атомное оружие, и их союзники не
могли мириться с возросшим авторитетом и
влиянием СССР на международной арене. Президент
США Г. Трумен заявил о необходимости проведения в
отношении СССР политики с "позиции силы".
Курс Запада на "холодную войну" в отношении
СССР и его союзников был открыто провозглашен в
речи У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.
Следует отметить, что подобный поворот событий
не был сюрпризом для советской внешней разведки,
которая еще в годы военного лихолетья
информировала политическое руководство страны о
планах Запада в отношении послевоенного
устройства в Европе и Азии. В частности, Центру
было известно, что США, проводившие в довоенные
годы политику самоизоляции, выйдя из войны
практически не пострадавшими, получившие в свое
распоряжение атомное оружие, стремятся навязать
всему миру свою гегемонию и рассматривают СССР
как потенциального противника.
Великобритания, значительно ослабленная в
результате войны, стремилась восстановить
утраченные позиции в Европе и любой ценой
сохранить свою колониальную империю. Поэтому все
разговоры западных политических деятелей о
свободе и демократии были лишь данью риторике.
| | | | Главные задачи и направления деятельности внешней разведки | | |
Коренные изменения, происшедшие после Второй
мировой войны на международной арене, поставили
перед внешней разведкой новые задачи. среди них
наиболее важными были задачи по вскрытию
секретных военно-политических планов США и их
союзников в отношении СССР, особенно в военной
области.
Разведку, в частности, интересовали:
- возможные действия США и Англии в случае
военного столкновения с СССР,
- планы перевооружения армий США и
Великобритании, в том числе по их оснащению
ядерным оружием,
- планы создания НАТО и других антисоветских
агрессивных группировок,
- планы послевоенного устройства в Европе, в том
числе германская проблема,
- проблемы мирного договора с бывшими
союзниками гитлеровской Германии,
- будущее государственное устройство в Польше,
Чехословакии,
- устремления США в Китае и Корее, а также другие
задачи.
| | | | Структура внешней разведки в послевоенный период | | |
В 1947 году внешняя разведка подверглась в
очередной раз реорганизации, которая
диктовалась не соображениями целесообразности,
а скорее желанием Сталина в очередной раз
перетасовать "колоду КГБ".
Постановлением Совета министров СССР от 30 мая
1947 года был создан Комитет информации при СМ
СССР, на который возлагалось осуществление
политической, военной и научно-технической
разведки. Он объединил 1 Управление бывшего МГБ,
созданное в марте 1946 года, или внешнюю разведку
органов безопасности, и Главное
разведывательное управление Генштаба Советской
армии. Внешняя контрразведка оставалась в руках
МГБ и подчинялась Л.Берии.
Фактически внешняя разведка стала подчиняться
МИД СССР, а в 1949 году она была подчинена ему
напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему
функционирования внешней разведки был введен
институт главных резидентов, которыми
назначались послы и посланники.
Комитет информации при СМ СССР в послевоенный
период состоял из линейных подразделений
(американский, английский, французский,
германский отделы, отдел Скандинавских стран,
китайский отдел и т.п.), отдела научно-технической
разведки, управления стратегической разведки, а
также подразделений по обеспечению
разведывательной деятельности (отдел
оперативной техники, связи, шифровальный и т.п.)
Во главе Комитета информации стоял его
Председатель (Молотов, Зорин) , а фактически
работой КИ руководил его заместитель.
| | | | Руководители разведки | | |
В 1946 - 1949 г.г. во главе 1 Управления МГБ СССР, а
затем Комитета информации при СМ СССР стоял
Федотов Петр Васильевич.
В 1949 - 1952 г.г. внешней разведкой руководил
Савченко Сергей Романович.
В январе 1952 Комитет информации, показавший
нецелесообразность соединения под одной крышей
политической и военно-стратегической разведок,
был расформирован. Военная разведка вновь
возвратилась в Генштаб, который не мог
обходиться в своей деятельности без
стратегической информации.
Во главе Первого Главного управления МГБ СССР
встал Рясной Василий Степанович.
В 1953 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил профессиональный
разведчик Питовранов Евгений Петрович.
| | | | Организация разведывательной работы | | |
В довоенный период в разведке не существовало
понятие "главный противник". Разведка
работала против тех стран, со стороны которых
исходила угроза непосредственного военного
нападения. Во время войны главным противником
считалась Германия и ее союзники.
После войны стала прорисовываться картина
возможного ядерного нападения со стороны США,
которые ежегодно обновляли планы нанесения
ядерных ударов по СССР, увеличивая количество
бомб, необходимых для уничтожения
экономического и военного потенциала нашей
страны.
В феврале и сентябре 1950 года Комитет информации
принимает принципиально важное решение
"считать разведку против США одной из главных
задач всех оперативных управлений".
В марте 1951 г., в новом решении, США
рассматриваются как главный противник СССР, а
разведка против США - как важнейшая задача
внешнеполитической разведки. Разработка
американских учреждений с целью агентурного
проникновения в них вменялась в обязанность всех
резидентур, а не только в США.
В связи с обострением агентурно-оперативной
обстановки в странах Запада, вызванной
"холодной войной" США и их союзников против
СССР и социалистических стран, разведывательная
деятельность "легальных" резидентур в
Европе и особенно на американском континенте
была серьезно затруднена. К тому же из-за
предательства источника американской
резидентуры Элизабет Бентли агентурная сеть
внешней разведки в этой стране в послевоенный
период была разгромлена ФБР США. С большинством
источников информации связь была прекращена.
Многие из них были арестованы и заключены в
тюрьму.
В апреле 1951 г. Коллегия Комитета информации
приняла решение об усилении нелегальной
разведки против США с учетом ужесточения
контрразведывательного режима в этой стране.
Поскольку наряду с резидентурами КИ за рубежом
одновременно действовали контрразведывательные
резидентуры министерства госбезопасности, что
приводило к ненужному параллелизму в работе, 1
ноября 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы
единые резидентуры. Комитет информации как
разведывательное подразделение прекратил
существование.
| | | | Кадры внешней разведки | | |
В послевоенный период и до 1947 г. аппарат внешней
разведки в численном отношении практически
оставался прежним. В некоторых странах, например,
Англии и США, количество оперработников даже
снизилось в связи с необходимостью
комплектования резидентур в ряде других стран и
нехваткой подготовленных кадров.
После объединения с военной разведкой Комитет
информации превратился в мощную организацию с
разветвленной сетью резидентур и многочисленным
центральным аппаратом. Он включал пять
управлений и шесть самостоятельных отделов.
С созданием Комитета информации в
разведку,наряду с сотрудниками органов
госбезопасности, стали приниматься работники
внешнеполитических органов (МИД, МВТ), выпускники
высших учебных заведений, прошедших войну.
К концу второй мировой войны внешняя разведка
сумела создать мощный агентурный аппарат,
превративший ее в самую эффективную
разведывательную службу мира. Она была способна
выполнять задачи, которые ставило политическое
руководство страны по получению важной
секретной информации.
Агентурный аппарат в основном состоял из лиц,
завербованных на идейно-политической или
патриотической основе. По занимаемому
положению агенты в подавляющем большинстве
принадлежали к средним слоям общества (
чиновники, партийные функционеры, ученые круги).
Лишь некоторые из них принадлежали к высшим
правящим кругам.
Важную роль в послевоенный период играли т.н.
"агенты-документалисты", т.е. лица, способные
добывать ценную документальную информацию. Их
вклад в деятельность разведки был определяющим.
Поток информации от этих агентов был настолько
велик, что не вся она оперативно обрабатывалась
из-за недостатка опытных кадров.
| | | | Работа внешней разведки в США | | |
В первые послевоенные годы внешняя разведка
органов безопасности располагала в США мощной
агентурной сетью, способной успешно решать
стоящие перед ней задачи. Агентурный аппарат
состоял из нескольких десятков агентов, среди
которых были ценные источники, в том числе в
высших правительственных учреждениях. Это
позволяло резидентуре быть в курсе деятельности
основных правительственных органов США.
Вскоре после войны в связи с провозглашением
т.н. "доктрины Трумена" обстановка в США
резко усложнилась. Были приняты меры по
ужесточению режима сохранности государственных
секретов. Одновременно агентурная сеть
резидентур внешней разведки была засорена
непроверенными и подозрительными лицами. Грубо
нарушались правила конспирации, многие агенты
знали друг друга в лицо.
Деятельность внешней разведки в США также
осложнилась в результате предательства
источника резидентуры Элизабет Бентли, которой
было известно о связи с разведкой многих ее
источников. Это привело к провалу четырех
агентурных групп, в том числе работавших в
важнейших правительственных организациях. В 1945 г. было принято решение временно прекратить
разведывательную работу в США и
законсервировать не расшифрованных предателями
агентов. Агентурная деятельность резидентур КГБ
возобновилась только в 1947 г.
В 1948 г. властями США была организована широкая
антисоветская кампания в связи с т.н. "атомным
шпионажем". В сентябре 1950 г. был принят закон о
внутренней безопасности, в соответствии с
которым значительно увеличивался срок тюремного
заключения за шпионаж. В 1952 г. американские
власти ввели 20-мильную зону для поездок
советских дипломатов за пределы Вашингтона.
Условия работы разведчиков в США значительно
осложнились.
Однако несмотря на осложнение обстановки в
стране, "легальные" резидентуры в США
продолжали свою работу. Только в 1948 г. ими было
направлено в Центр около 500 информационных
сообщений. К началу 50-х годов разведработа в США
была перестроена и значительно
активизировалась.
| | | | Разведывательная работа в Англии | | |
В послевоенный период деятельность
резидентуры внешней разведки в Великобритании
имела особое значение для внешней разведки, так
как она располагала возможностью работы как в
самой Англии, так и против США с ее территории.
Поскольку Британия являлась ближайшим союзником
США и систематически получала от американцев
военную, политическую и иную информацию, наша
агентура регулярно информировала разведку по
всем интересующим Центр вопросам.
В послевоенный период в Англии наиболее
активно работали члены т.н. "кембриджской
пятерки". От них поступала дипломатическая
переписка британского Форин-офиса,
дипломатические и государственные документы
США, данные о военной стратегии Запада,
деятельности НАТО, сведения о деятельности
спецслужб США и Англии против СССР.
Агентура внешней разведки в основных
правительственных учреждениях, спецслужбах,
ведущих научных центрах, политических партиях
передала нам десятки тысяч листов ценных
документов о внешней и внутренней политике
американского и английского правительств в
послевоенный период. Созданная еще в предвоенное
время агентурная сеть была небольшой по
численности, но чрезвычайно ценной по качеству и
могла освещать почти все вопросы, которые
интересовали в то время директивные инстанции
нашей страны.
| | | | Работа разведки во Франции | | |
После освобождения Франции в 1944 г. в сентябре того же года в Париже
была воссоздана "легальная" резидентура КГБ и в качестве резидента
сюда был направлен Агаянц И.И. Обстановка
в стране благоприятствовала ведению разведывательной работы. Резидентура
успешно решала задачи по освещению внешней и внутренней политики Франции,
ее отношений с США, Англией, другими странами, выявлению деятельности
британской и американской разведок на территории страны, а также положения
в эмигрантских антисоветских организациях.
К 1950 -1952 г.г. главными стали задачи по разработке
американских учреждений в стране, вскрытию
деятельности французских спецслужб против СССР,
а также ведение научно-технической разведки.
Для решения поставленных задач резидентура располагала значительным кадровым
составом и чрезвычайно многочисленной агентурной сетью. В нее входили
сотрудники важных государственных учреждений, иностранных посольств и
миссий, политических деятелей, бывшие министры, сотрудники спецслужб и т.п.
Некоторые наиболее ценные агенты сотрудничали с советской разведкой еще
с довоенного времени. Активно и результативно парижская резидентура внедряла
агентуру в объекты НАТО.
В послевоенный период "легальная"
резидентура в Париже добыла большое количество
документальной политической информации, в том
числе текст "Общего договора" США, Англии и
Франции с ФРГ, текст договора о создании
Европейского оборонительного сообщества, проект
договора о создании "европейской армии" и т.д.
| | | | Работа разведки в Германии | | |
Накануне окончания войны, когда крах
гитлеровской Германии не вызывал сомнения,
внешняя разведка провела подготовительную
работу к возобновлению деятельности в
послевоенной Германии. Были проанализированы
материалы о спецслужбах этой страны, ее
государственных и партийных органах, личные дела
бывшей агентуры НКВД.
В апреле 1945 г. при штабах фронтов,
освобождавших Германию, были созданы
оперативные группы, в задачу которых входила
вербовка агентуры, способной выявлять
участников нацистского подполья, освещать
деятельность различных политических
группировок, вскрывать секретную деятельность
британских и американских спецслужб. После войны
они были объединены в резидентуру.
К концу 1945 г. задачи разведывательных и
контрразведывательных подразделений на
территории Германии конкретизировались. В
области внешней контрразведки главной задачей
было выявление и арест военных преступников,
особенно укрывающихся в американской и
английской зонах оккупации, пресечение
террористической и диверсионной деятельности
гитлеровского подполья. В области внешней
разведки стояла задача приобретения агентуры,
способной занять руководящие посты в новой
Германии, а также освещать деятельность США и
Англии против СССР и его союзников.
В связи с тем, что гитлеровская Германия
создала большое количество антисоветских
эмигрантских центров, в начале 1945 г. была создана
специальная "легальная " резидентура для
работы по эмиграции. В дальнейшем в работе
внешней разведки приоритетными стали задачи
получения разведывательной информации о
политике США, Англии и Франции по вопросам
послевоенного устройства в Германии и созданию
нового антисоветского блока с участием Германии.
Сотрудники "легальных" резидентур в
Германии завербовали большое количество лиц,
работавших в администрации западных держав , от
которых на регулярной основе получалась ценная
информация о планах бывших союзников как в
Германии, так и в отношении их подрывной
деятельности в отношении СССР и стран Восточной
Европы.
На основе полученной информации берлинские
резидентуры осуществляли активные мероприятия,
содействующие успешному проведению советской
внешней политики в германском вопросе.
| | | | Внешняя разведка в Китае | | |
В послевоенный период, примерно до победы
китайской революции, перед резидентурами
внешней разведки в этой стране стояли задачи по
выявлению планов и намерений Чан Кайши по борьбе
с коммунистами, а также политики США и Англии в
Китае и на Дальнем Востоке.
Резидентуры внешней разведки в основном
успешно справились с поставленными перед ними
задачами. В 1946 г. им удалось получить ценные
материалы о положении в Китае, фотокопии
документов по ведению военных действий против
коммунистов, составленных штабом американских
войск в Шанхае. В 1947 -1948 г.г. внешняя разведка
провела большую работу по поддержке
античанкайшистского движения в Синьцзяне.
В 1949 г. внешняя разведка получила информацию о
попытках гоминьдана создать третью политическую
партию в Китае, деятельности американцев в
стране, работе спецслужб США и Англии среди
русской белой эмиграции и другие сведения.
В связи с провозглашением 1 октября 1949 г.
Китайской Народной Республики разведывательная
деятельность в этой стране была прекращена.
| | | | Деятельность внешней разведки на Среднем Востоке | |
| Иран | | |
В этой стране в послевоенный период
существовало 9 резидентур внешней разведки. В
агентурной сети состояли министры, депутаты
парламента, генерал-губернаторы и другие
высокопоставленные лица. Деятельность
резидентур положительно оценивалась Центром.
Агентурный аппарат был в состоянии полно и
своевременно освещать проблемы внешней и
внутренней политики правительства Ирана, планы и
замыслы иностранных держав в стране.
| | | Афганистан | | |
В послевоенный период резидентура внешней
разведки в Афганистане работала успешно. Она
провела ряд мероприятий, направленных на
укрепление нейтралитета Афганистана,
добрососедских отношений с Советским Союзом.
Была пресечена деятельность антисоветской
среднеазиатской эмиграции. Резидентура добывала
важную информацию о положении в стране и
политике афганского правительства. Однако в те
годы она не имела возможностей освещать
деятельность США и Англии в стране и регионе.
| | | Турция | | |
Обстановка в стране была неблагоприятной для
внешней разведки из-за сурового
контрразведывательного режима в стране и
усилившихся советско-турецких разногласий по
вопросам о режиме проливов. Уровень разведки в
Турции в послевоенный период был низким.
| | | | Деятельность разведки в других странах Запада | |
| Италия | | |
"Легальная" резидентура внешней разведки
в этой стране возобновила свою деятельность в 1944 г. Была восстановлена связь с рядом
законсервированных агентов и завербован ряд
новых источников. Резидентуре удалось добыть
важных документальных материалов о внешней и
внутренней политике страны.
Больших успехов резидентура добилась по линии
научно-технической разведки из-за тесных связей
итальянских научных учреждений с западными
коллегами, в том числе по ядерной физике.
| | | Финляндия | | |
В число главных задач резидентуры в Хельсинки,
воссозданной в сентябре 1944 г., входило освещение
деятельности финского правительства и
политических партий, выявление легальных и
нелегальных профашистских партий, ведущих
подрывную работу против СССР, а также вскрытие
секретных устремлений США, Англии и Швеции в этой
стране.
Внешняя разведка содействовала разоблачению
финских военных преступников в стране,
компрометации деятелей, ответственных за
втягивание страны в фашистскую коалицию
(Маннергейм, Рюти, Таннер).
Своими активными действиями она
способствовала оказанию выгодного СССР влияния
на политику Финляндии и превращению ее в мирную,
нейтральную страну.
| | | Австрия | | |
Основные усилия резидентуры были направлены на
выявление планов Запада в этой стране, розыску
военных преступников, освещению деятельности
нелегальных профашистских групп.
Резидентура в Вене получила важные документы
по вопросам заключения государственного
договора с Австрией, представляющие большой
интерес для руководства нашей страны.Она
получила текст одобренного НАТО проекта "
сокращенного договора с Австрией", проект
"Венского меморандума", другие важные
материалы.
| | | Внешняя разведка в Канаде и Латинской Америке | | |
Резидентура внешней разведки в Канаде была
создана вскоре после установления
дипломатических отношений в 1942 г. До сентября 1945 г. ею были получены представившие интерес
сведения о внешней и внутренней политике Канады,
по линии научно-технической разведки. Однако в
связи с предательством шифровальщика
резидентуры ГРУ Гузенко в сентябре 1945 г. ее
деятельность была прекращена.
| | | Мексика | | |
В послевоенный период резидентура внешней
разведки в Мехико добыла ценные сведения об
американо-мексиканском военной сотрудничестве.
В частности, были получены документы
Межамериканского Совета обороны (т.н.
генеральный план обороны американского
континента), "сальвадорский проект" о борьбе
с коммунизмом и многие другие ценные сведения.
| | | | Внешняя разведка на Ближнем Востоке | |
| Израиль | | |
Резидентура внешней разведки была создана в августе 1948 г. Ее возглавил
резидент Вертипорох В.И. В первые годы
деятельности резидентуры условия были благоприятными для нашей разведки,
которой удалось приобрести ряд ценных источников в руководящих кругах
страны и отдельных политических партий.
Резидентурой через ее агентурный аппарат были
получены документальные сведения о дислокации
американских и британских вооруженных сил в
районе Средиземноморья. Всего только в 1950 - 1951 г.г.
было получено свыше 200 документов по
интересующим Центр вопросам, в том числе
протоколы секретных совещаний израильского
правительства, сведения о структуре и
деятельности израильских спецслужб.
В 1953 г. в связи с террористическим актом
израильских властей, взорвавших бомбу на
территории советского посольства, дипотношения
между двумя странами были разорваны, а
деятельность резидентуры прекращена.
| | | Египет | | |
"Легальная" резидентура в Каире была
создана после установления дипотношений в 1944 г. В
связи с полуколониальным статусом Египта ее
главной задачей было выявление планов
Великобритании в стране и регионе, проблемы
американо-британских отношений и их борьбы за
влияние на Ближнем Востоке.
К 1949 г. резидентура имела агентов в основных
министерствах и ведомствах Египта, что позволяло
освещать отдельные вопросы, интересующие Центр,
в том числе по по внутриполитическим и
межарабским проблемам. Однако наладить
получение информации по США и Великобритании в
полном объеме резидентуре не удалось.
| | | Ливан | | |
Резидентура была создана в конце 1944 г. Ее
задачей было освещение политики Англии и Франции
в регионе, а также планов США на Ближнем Востоке.
Созданный агентурный аппарат позволял
резидентуре успешно решать стоявшие перед ней
задачи. Резидентура также осуществляла активные
мероприятия по дискредитации ливанских
реакционных политических деятелей , а также
разоблачению антиарабских планов Запада в
регионе.
| | | | Заключение | | |
Послевоенные годы имели важное значение в
истории деятельности внешней разведки.
Окончание второй мировой войны означало
прекращение боевых действий на фронтах Европы,
Азии, Атлантического и Тихого океана. Однако
разведслужбы стран антигитлеровской коалиции,
боровшиеся совместно против общего нацистского
врага, не прекращали своей деятельности. После
войны было расформировано американское
Управление стратегических служб, а в 1947 г. ему на
смену пришло Центральное разведывательное
управление США, главные усилия которого были
направлены против Советского Союза и его
спецслужб.
Британская разведка и в годы второй мировой
войны не прекращала своей деятельности в
отношении Советского Союза. Однако в
послевоенный период в связи с созданием НАТО,
ставившего своей задачей осуществление
постоянного военного противостояния со странами
Западной Европы, страны-члены этой организации
приступили к координации своих усилий по подрыву
СССР и других социалистических стран.
Трудности достижения послевоенного
урегулирования в Европе и координация усилий
стран Запада в борьбе против СССР и его союзников
привели к значительному расширению объема задач,
стоявших перед внешней разведкой. В эти годы
разведка активно совершенствовала формы и
методы работы и успешно решала стоящие перед ней
задачи. Поэтому 40-е и начало 50-х годов по праву
называют "золотым веком" советской
разведки.
| |
|